И.С. Агафонова,
главный архитектор ООО Научно-исследовательское предприятие «Этнос»,
директор АНОК «Музей архитектора Святослава Агафонова»

Охрана и популяризация культурного наследия в рамках экспертной платформы Музея архитектора Святослава Агафонова

Экспертная платформа Музея Агафонова «Культурное наследие» - это неформальное общественное объединение, созданное на базе Автономной некоммерческой организации культуры (далее АНОК) «Музей архитектора Святослава Агафонова». Деятельность Экспертной платформы, поставленные цели и задачи имеют прямое отношение к личности С.Л. Агафонова. На протяжении более половины ХХ века он вдумчиво, последовательно, целеустремленно работал в направлении сохранения и восстановления российской культуры, понимая, что именно культурное наследие является той базой, тем фундаментом, на котором может жить и развиваться страна.
Архитектор-реставратор Святослав Леонидович Агафонов хорошо известен как в Нижнем Новгороде, так и в профессиональной среде за его пределами, как человек, благодаря которому Нижегородский кремль имеет свой сегодняшний яркий узнаваемый облик. Однако реставрация древней крепости является частью тех задач по сохранению наследия, которые решались благодаря или при действенном участии Святослава Леонидовича. Так, например, он стоял у истоков создания «Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры» (ВООПИиК), был одним из инициаторов создания музея на открытом воздухе на Щелоковском хуторе, защищал от затопления Макарьевский монастырь, в годы всеобщего нигилизма спасал от разрушения храмы и старые дома. А еще он рисовал, фотографировал архитектуру, читал и конспектировал прочитанное. Из его дневников можно проследить историю реставрации Нижегородского кремля и ряда других уникальных памятников архитектуры. Последним его значительным трудом было осмысление хода истории Архитектуры, основанное на понимании принципов структурного построения архитектурной формы и глубинных причин смены стилей.
После ухода из жизни С.Л. Агафонова (2002 г.) осталось множество разнообразных материалов, характеризующих его деятельность и жизнь, прошедших практически на протяжении всего ХХ-го века. В 2011 году, к 100-летию со Дня рождения, удалось (при помощи и содействии Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, Нижегородского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки, Дома Архитектора) организовать серию выставок. Горячий интерес со стороны разных групп людей, который вызвали эти выставки, дал импульс к созданию в 2012 году автономной некоммерческой организации культуры «Музей архитектора Святослава Агафонова».
Музей не является учреждением, имеющим специальные помещения для размещения фондов и показа музейных коллекций и экспонатов. Концепция и задачи АНОК «Музей архитектора Святослава Агафонова» носят не узко-выставочный, описательный или архивно-музейный характер. К уставным целям организации относятся, в том числе следующие:
- содействие органам государственной власти, органам местного самоуправления, общественным и другим организациям в охране, сохранении, популяризации объектов культурного наследия, учебно-воспитательной и просветительской деятельности;
- организация общественных обсуждений проектов и работ, связанных с охраной и сохранением объектов культурного наследия и других исторически ценных объектов, а также организации других конституционно разрешенных мероприятий и общественных действий, связанных с вопросами охраны исторически ценных объектов (в том числе – объектов культурного наследия);
- экспертная деятельность, связанная с вопросами охраны и сохранения объектов культурного наследия, других исторически ценных объектов.
Одной из главных задач мы видим в продолжение мыслей и идей С.Л. Агафонова по охране и сохранению культурного наследия города и региона, а следовательно - и страны в целом. Для этого, при горячем содействии и участии Волго-Вятского филиала Государственного центра современного искусства (и лично – его директора Анны Марковны Гор), было организовано добровольное, самоуправляемое, некоммерческое объединение (формирование) специалистов в самых разных областях деятельности, которые видят и понимают цели и проблемы охраны наследия.
Основной задачей «Экспертной платформы» мы видим в деятельном участии городской общественности в судьбе наиболее значимых и уязвимых участков и объектов исторического города с целью максимального сохранения исторически ценных его слоев и элементов. В своей деятельности Совет экспертов исходит из интересов сохранения культурного наследия, руководствуясь научными принципами, международными и российскими правовыми нормами.
Представляется чрезвычайно важным довести до общественности, должностных лиц, других заинтересованных людей мнение специалистов по тем или иным вопросам – компетентное, взвешенное и аргументированное. Именно такой подход к проблемам охраны и сохранения культурного наследия был свойственен Святославу Леонидовичу Агафонову, мнение которого уважали как его единомышленники, так и те, с кем приходилось спорить и даже бороться.
На протяжении уже четырех лет в рамках Экспертной платформы организуются регулярные общественные обсуждения проблем, связанных с судьбой культурного наследия Нижнего Новгорода и региона. Первый Круглый стол состоялся 1 ноября 2012 года и был посвящен площади М.Горького – именно в тот период была колоссальная опасность потери этой площади как открытого пространства, организованного великолепным скульптурным памятником великому писателю, и как сложившейся зеленой территории - сквера в историческом центре Нижнего Новгорода. Тогда здесь намечалось строительство подземного многоуровневого торгового центра, которое неизбежно уничтожило бы деревья, специально посаженные в конце 1940-х годов к открытию памятника (1952 г.), и значительно изменило бы доминантную градостроительную роль самого памятника - ведь подземное сооружение неизбежно имеет входы-выходы, вентшахты, может иметь и другие надземные части, например, фонари.
Кроме этих очевидных итогов подземного вмешательства, были бы и другие неприятности. В предлагавшемся варианте проектного решения торгового центра строительство подземных уровней предполагалось и под самим памятником (в противном случае площади ТЦ резко сокращались, тем более, что их «подрезает» линия метро). Особенное впечатление на собравшихся произвело выступление архитектора Елены Кармазиной. Подняв исторические архивные планы, она убедительно показала всю нецелесообразность подземного строительства на этой территории: новое сооружение перекрыло бы крупные водные потоки со всеми сложностями как для процесса строительства, так и для эксплуатации в дальнейшем. Кроме того, непредсказуемые последствия из-за изменения направлений подземных рек могли оказаться для зданий, расположенных ниже по течению.
Когда-то, в 1980-е годы, площадь Горького удалось спасти от непродуманных действий в связи со строительством метро. Тогда стихийные выступления молодежи по защите площади от начавшихся было работ по откопке котлована под станцию метро остановили этот процесс – крайне опасный не только для целостности площади. Если бы тогда была выкопана эта яма на площади, горожане получили бы весьма затянутую ситуацию, когда котлован еще долго не служил бы по своему проектному назначению – станция метро «Площадь Горького». Метромост строился бы еще много лет, даже при условии непрерывного финансирования, тому же, надо было провести ветку метро, идущую от моста к площади на предельном уклоне при предельном радиусе. Эту потенциально аварийную ситуацию удалось тогда предотвратить благодаря действиям общественности, в том числе известных в городе ученых и инженеров.
Круглый стол в рамках Экспертной платформы вновь привлек внимание к судьбе площади Горького. Практически все присутствовавшие однозначно высказались против строительства торгового центра, обратили внимание и на состояние памятника Горькому, и на проблему парковок в центре города, на зеленые насаждения сквера. Конечно, невозможно утверждать, что именно Круглый стол привел к отказу от строительного вмешательства в эту территорию. Однако, он, определенно внес свою лепту в тот факт, что на сегодня площадь сохраняет свою градостроительную целостность. А также в то, что в отношении памятника Горькому вскоре было проведено (наконец!) обследование, выполнены проектные работы (на сегодняшний день ожидается федеральное финансирование собственно реставрации), русла подземных рек не изменились и не размыли оснований и фундаментов старых зданий. А потенциальный застройщик сохранил свои деньги, которых наверняка понадобилось бы значительно больше, чем это казалось по первым проектным прикидкам.
Перечень тем, обсуждавшихся на Круглых столах Экспертной платформы Музея Агафонова «Культурное наследие», о многом скажет любому горожанину, интересующемуся обликом и состоянием городских пространств, знакомому с вопросами экологии, истории, культуры:
- Нижегородские парки и скверы («О планах и проектах нового строительства в границах озелененных территорий Нижнего Новгорода, являющихся объектами культурного наследия, и в непосредственной близости к ним»);
- «Речной фасад Нижнего Новгорода. Нижневолжские набережные»;
- «Проблемы охраны и сохранения историко-градостроительной среды Нижнего Новгорода и проведения государственной историко-культурной экспертизы на примере дома № 126 по улице Ильинской» - этот дом находился в квартале, площадка которого расчищалась от исторической застройки под новое многоэтажное строительство;
- «Нижегородский кремль: вопросы развития территории» - тема возникла в связи с подготовкой проекта планировки и межевания, разработанного НПП «Архитектоника» в 2012 году; на Круглом столе были обозначены проблемные аспекты градостроительной организации территории, рассмотрены вопросы использования внутреннего пространства башен кремля и благоустройства около здания Арсенала.
Серия Круглых столов в 2014-2015 годах была посвящена теме культурных ландшафтов, открывшейся рассказом о подходах к сохранению уникальных природно-культурных территорий в странах Восточной Европы и в России, подготовленным по результатам летних поездок – зарубежной стажировки и конференции в Кенозерском национальном парке (Архангельская область). Тема возникла в связи с участием Научно-исследовательского предприятия «Этнос» в проекте, который был поддержан грантом Европейского союза, - «Деревянная архитектура в культурном ландшафте: вызовы современности». Поддержка гранта позволила углубить и расширить работу над проектом достопримечательного места Культурно-ландшафтный комплекс «Озеро Светлояр и село Владимирское», на основе изучения характерных для данного региона исторических архитектурных приемов и деталей проиллюстрировать предлагаемые регламентные требования и рекомендации, выстроить градостроительную концепцию для центральной зоны села Владимирского.
В русле темы культурных ландшафтов лежало, состоявшееся в октябре 2014 года, обсуждение проблем и задач нижегородского Архитектурно-этнографического музея-заповедника «Щелоковский хутор. Прошло чуть более полугода с тех пор, как музей получил новый статус - из филиала областного музея он превратился в самостоятельное культурное учреждение городского подчинения. До заметных результатов, связанных с этой переменой, было еще далеко. Однако ряд проблем уже начал решаться, и разговор от неформального отчета о проделанной работе перешел в дискуссию о дальнейших возможных шагах по развитию музея: что именно должно развиваться – культурный ландшафт? Музей? Парк? Объекты туризма? Устранимы ли противоречия между памятником природы и музеем? Эти вопросы и сегодня не имеют ясных ответов, и в рамках Экспертной платформы планируется в ближайшее время проведение ряда Круглых столов, посвященных Щелоковскому хутору.
Несколько особняком стоит мероприятие, состоявшееся в октябре 2013 года - «Вечер памяти кинотеатра РОДИНА (1944-2013), или что мы считаем культурным наследием». Эта открытая дискуссия с участием известного культуролога, историка и эссеиста К.Кобрина состоялась в связи с печальным событием: месяцем раньше в Автозаводском парке был снесен деревянный летний кинотеатр «Родина», построенный во время Великой Отечественной войны. Названный тогда «Победа» он долгие годы был одним из значимых объектов, формирующих облик парка. Во взаимодействии с ним выросли поколения автозаводцев: детские киносеансы, открытые концерты на летней эстраде, сама необычная кружевная декоративность постройки - все это были самые настоящие «культура и отдых», фактор воспитания. Однако формально здание не являлось «памятником истории и культуры»; снос прошел для разрушителей безболезненно, хотя бывший кинотеатр и находился на территории статусного объекта культурного наследия - парка.
Круглые столы 2016 года вначале были сконцентрированы на проблемах деревянной архитектуры в городе и деревне. К сожалению, этот вопрос остается животрепещущим на всей территории России на протяжении уже многих лет. Потери уникальных деревянных объектов невозвратимы, а ведь именно русское деревянное зодчество является признанным во всем мире нашим национальным достоянием. С каждым годом этих зданий становится все меньше, и на сегодняшний день проблема представляется неразрешимой в связи с полным отсутствием понимания у тех людей и структур, от кого зависит принятие приоритетной комплексной программы сохранения деревянной застройки в целом и отдельных памятников в частности. В рамках Экспертной платформы работа, к сожалению, может заключаться лишь в гласном обозначении проблемы, проблемных объектов и участков застройки, в привлечении внимания к ним общественности и властей. В ближайшем будущем мы планируем начать разработку программных предложений по путям сохранения наиболее уязвимых объектов деревянной архитектуры в Нижнем Новгороде (в первую очередь) и Нижегородской области.
В настоящее время (октябрь 2016 года) Экспертная платформа Музея Агафонова «Культурное наследие» подняла тему Нижегородской Стрелки с находящимися на ней объектами инженерного искусства конца XIX и второй четверти ХХ века. В связи с переносом грузового порта, строительством стадиона, появилась возможность и необходимость в новом наполнении этой знаковой по своей природе территории, отмеченной величественным собором Александра Невского. Сегодня существует чрезвычайно большая опасность потери исторического наполнения территории, утрата исторической памяти на этом знаковом для города участке. Планируемая реконструкция предполагает полную расчистку мыса к востоку от комплекса собора Александра Невского от исторических сооружений, организацию там «парка», а фактически – пустыря, который вряд ли «спасут» газоны и деревья, давно планируемая «аллея славы» и набатный колокол под часовней. Все эти части и элементы парковой структуры, имеют право на существование. Но они не заменят существующих здесь уникальных объектов, сохранившихся от того длительного периода, когда территория «работала» для города: была частью знаменитой Нижегородской ярмарки, а в последние десятилетия – грузовым портом, куда причаливали суда со всех концов нашей страны.
Особенный интерес представляют пакгаузы – крупные складские сооружения, расположенные – два вдоль реки Волги и два – вдоль Оки. Яркое образное описание дала волжским пакгаузам Т.П. Виноградова: «Два пакгауза, стоящие вдоль Волги, снаружи выглядят типичными складскими сооружениями. Но, внутри за старыми стенами, - уникальные конструкции. Собранные из уголков, металлических полос, соединенных заклепками, ажурные колонны создают впечатление легкости и гармонии, а пересечения составляющих элементов каркаса напоминают стальное кружево. При этом конструкции пакгаузов очень прочны и органично могут включиться в новую жизнь». Разборка этих чудом сохранившихся до наших дней металлических конструкций главного выставочного павильона XVI Всероссийской промышленно-художественной выставки с переносом их на другую площадку неизбежно приведет к прогнозируемой и очевидной утрате этих произведений инженерного искусства.
Аналогичную характеристику можно дать и построенным в 1930-х годах двум пакгаузам, расположенным вдоль Оки, несущие конструкции которых являются прекрасной иллюстрацией инженерных и художественных возможностей железобетона. Все пакгаузы относились к Речному грузовому порту и являются напоминанием о тех знаменательных страницах истории нашего родного города, когда он по праву именовался «карманом России» и благодаря энтузиазму строителей первых пятилеток - превращался в мощный индустриальный центр.
Целесообразно, на наш взгляд, приспособление всех четырех крупных складских сооружений под универсальные общественные пространства (выставки, концерты, торговля, отдых). Часть зданий (помещений) может быть передана Русской Православной Церкви для выставочной и представительской деятельности, часть - детским учреждениям (к примеру, Клубу юных речников). Очень важным, на наш взгляд, станет создание здесь полноценного Музея истории флота - ведь городу есть чем гордиться и что показать и в области судостроения. Реконструкция причальных стенок (что является острой необходимостью в связи с техническим состоянием) может быть проведена с учетом их живого использования - не только в качестве защитных сооружений, но и в музейной и экскурсионно-туристической сфере.
В связи с планируемым в 2018 году чемпионатом мира по футболу, основное действие которого будет проходить на строящемся сейчас стадионе, ситуация с реконструкцией Стрелки является крайне острой. Поэтому, не ограничиваясь обсуждениями и перепиской с принимающими градостроительные решения властными структурами, Экспертная платформа Музея Агафонова «Культурное наследие» объявила конкурс «Новая жизнь Стрелки». Нижегородцам и всем неравнодушным к красоте наших городов людям предложено подумать, как можно организовать это пространство, как сделать Стрелку красивой, комфортной, интересной, а значит, и востребованной зоной отдыха горожан и гостей города, сохранив и акцентировав, в то же время, мощь и значимость места, где встречаются великие реки и откуда открывается прекрасный вид на древний и современный Нижний Новгород. Результаты конкурса будут освещены в СМИ и доведены до руководства города и области. Нет сомнений в том, что среди конкурсных работ появятся и концептуальные предложения, проекты, идеи, максимально раскрывающих градостроительные возможности территории Стрелки, включая уцелевшие бывшие выставочные, ярмарочные и портовые сооружения, а также и прилегающие речные пространства.
Таким образом, Экспертная платформа видит свою задачу ближайшего времени в поиске новых форм работы общественного объединения, расширении состава участников и охвате самых разных слоев идеей бережного отношения к культурному и природному наследию, в воспитании патриотизма как понимания необходимости сохранения исторических составляющих городских поселений, культурных ландшафтов. Все это лежит в русле обозначенных в 2012 году целей и задач Музея архитектора Святослава Агафонова, является логическим продолжением деятельности Святослава Леонидовича по охране и реставрации памятников истории и культуры.